Кляйнианская и бионианская модель психоанализа. Техники.

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на наш новый курс вебинаров.

«Ситуация переноса и исследование бессознательного это два основания, которые должны постоянно направлять нашу технику, и они на самом деле взаимосвязаны. Мы не только добираемся до бессознательного посредством анализа ситуации переноса, но и настоящее понимание ситуации переноса и правильное обращение с нею предполагает истинное знание бессознательного и на нем базируется» Мелани Кляйн

Развитие кляйнианской техники чисто условно можно разделить на три направления: первая – это исходная техника Мелани Кляйн в дальнейшем, минимально модифицированная Ханной Сигал – это направление можно назвать «классической» кляйнианской техникой. Вторая техника – посткляйнианская. Третью технику ввёл Бион.  

Что составляет контрперенос и что с ним делать? Что такое контридентификация и конфликтное слушание? Исследуем виды и циклы контрпереноса, соотношение контрпереноса и проективной идентификации. В чём отличие контрпереноса от проекции?

Встречаемся 13 апреля, в 13:00 по мск, Zoomна семинаре «Контрперенос. Быть живым или удалённым?» курса «Кляйнианская и бионианская модель психоанализа. Техники»

 «… Невозможно полностью владеть собой … не следует отказываться от нейтральности по отношению к пациенту, обретенной благодаря своей сдержанности в контр-переносе» [Фрейд p. 164]. Так контрпереносу учили в 1914 году.

А потом была статья Полы Хайманн (Heimann, 1950) об использовании контрпереноса и наступила эра контрпереноса.

Как пишет Хиншельвуд: “Аналитик может тогда воспринять ассоциацию пациента как своего рода интерпретацию их отношений. Конечно, пациент может ошибаться относительно реального состояния ума аналитика, но подобное согласование между контрпереносом и ассоциациями пациента дает ключ к пониманию того, как пациент видит происходящее.»

В работу аналитика входит умение определять, какую фигуру он представляет для клиента в каждый конкретный момент, не теряя в то же время знания о том, кем он является для самого себя. Бион ярко описал это: “Мне кажется, что переживание контрпереноса обладает одним весьма определенным качеством… Аналитик чувствует, что им манипулируют таким образом, чтобы он играл некую роль (несмотря на то, насколько трудно ее распознать) в чужой фантазии. Или он чувствовал бы это, если бы не то, что по собственным воспоминаниям я могу назвать только временной потерей инсайта, — то есть переживание сильных чувств и одновременно вера, что их наличие вполне оправдано сложившейся объективной ситуацией”.

Стоимость: 1500 р.

Стоимость при оплате курса из 9 семинаров целиком: 10500 руб
Длительность встречи: 1,5 ч.

Для кого:

  • Для психоаналитиков с целью углубления знаний и развития навыков.
  • Для психологов/психотерапевтов других направлений с целью знакомства и получения нового опыта.

Семинар входит в Программу сертифицированных семинаров Союза Профессиональных Психоаналитиков и по окончании курса выдаётся сертификат СПП на 18 акад.час.

Ведущая: Рыжкова Елена Петровна – психолог-психоаналитик; обучающий аналитик и супервизор Союза Профессиональных Психоаналитиков; практикующий специалист и тренинговый аналитик Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии.

Записаться можно по email: Ele7470829@yandex.ru  

Полная программа курса:

Встреча 1: «Цель психоанализа. Психоаналитическое отношение» – 21 октября в 15.00 (ур.вр.)/ 13.00 (мск).

«Я подчеркивал мысль (думаю, до сих пор еще недостаточно признанную), что теории Мелани Кляйн о расщеплении и проективной идентификации представляют собой радикальное и революционное расширение классической фрейдовской теории, позволяющее нам переформулировать цели психоаналитического лечения». (Steiner, J. (1996)

Встреча 2: «Свободные ассоциации как игра. Тайны ревери» – 25 ноября в 15.00 (ур.вр.)/ 13.00 (мск).

Первоначально, игра ребенка воспринималась как эквивалент свободных ассоциаций взрослого, затем, в последствии, уже свободные ассоциации взрослого стали рассматриваться как аналогичная игре экстернализация. То есть свободные ассоциации могут быть формой отыгрывания как исторжения внутренних конфликтов, состояний психики и частей самости.

Встреча 3: «Слово как действие. Практика развития контейнируемого» – 23 декабря в 15.00 (ур.вр.)/ 13.00 (мск).

Из кляйнианского понятия проективной идентификации Бион  выводит идею контейнера (♀). Он подчеркивает важность развития контейнера <-> контейнируемого (♀/♂). Превратности игры ♀/♂ в аналитическом поле становятся одним из основных параметров, который позволяет оценить уровни эмоциональной интенсивности, на которые аналитическая пара может выйти в данный конкретный момент без разрывов коммуникации.

Встреча 4: «Перенос как бессознательная фантазия» – 27 января в 15.00 (ур.вр.)/ 13.00 (мск).

Кляйн обнаружила, что у детей перенос вступает в силу с самого начала анализа, поскольку даже безразличие в общем-то скрывает тревогу. «… И поэтому я решила применять интерпретации переноса сразу же, как только приступаю к анализу». Перенос для Кляйн – это не просто воспроизведение старых установок прошлого, а экстернализация бессознательной фантазии «здесь и сейчас».   

Встреча 5: Негативная терапевтическая реакция. Значимость негативного переноса.

24 февраля в 15.00 (ур.вр.)/ 13.00 (мск).

Кляйн отмечала, что клиент уводит от аналитика свои агрессивные импульсы и фантазии, уводя их на другие фигуры, которые оказываются внешними: «…пациенту приходится справляться с конфликтами и тревогами (вновь переживаемыми – теперь по отношению к аналитику) с помощью тех же методов, что он применял в прошлом.» Таким образом, воспроизводится первичная расщепляющая деятельность инфантильного Эго. Поэтому все появляющиеся в свободных ассоциациях фигуры в общем-то можно рассматривать как аспекты аналитика, от него отщеплённые и спроецированные.     

Встреча 6: Эволюции аналитических интерпретаций.  Избранный факт или сверхценная идея» – 23 марта в 13.00 (мск).

В отличие от “диких” интерпретаций, которые могут быть “сыграны” в повседневной жизни, психоаналитическая интерпретация не возникает случайно или обособлено. Она принадлежит и является частью контекста, чьи координаты фиксированы требованием пациента, ожиданиями аналитика и контрактом, определяющим аналитическую ситуацию. (Baranger, M.)

Бион предположил, что организация в уме аналитика его мыслей о пациенте напоминает процесс, описанный Пуанкаре в книге «Наука и метод». Этот процесс начинается с некоего факта, одного из всего их скопления, привлекающего внимание ученого таким образом, что все остальные попадают в структуру или конфигурацию в силу их отношения к этому избранному факту. Бион позаимствовал понятие «избранного факта», поскольку считал, что подобный процесс происходит в психике аналитика.

Встреча 7: Контрперенос. Быть живым или удалённым?» – 13 апреля в 13.00 (мск).

В работу аналитика входит умение определять, какую фигуру он представляет для клиента в каждый конкретный момент, не теряя в то же время знания о том, кем он является для самого себя. Бион ярко описал это: «Мне кажется, что переживание контрпереноса обладает одним весьма определенным качеством… Аналитик чувствует, что им манипулируют таким образом, чтобы он играл некую роль (несмотря на то, насколько трудно ее распознать) в чужой фантазии. Или он чувствовал бы это, если бы не то, что по собственным воспоминаниям я могу назвать только временной потерей инсайта, — то есть переживание сильных чувств и одновременно вера, что их наличие вполне оправдано сложившейся объективной ситуацией»

Встреча 8: «Сон как игра пары» – 25 мая в 13.00 (мск).

Одной из целей психоаналитического опыта является раскрытие областей того, что может быть помыслено. Это может происходить как в ходе сессии и иметь отношение к психической системе аналитической пары, так и в других сферах жизни аналитика – в различных ситуациях тренинга, позволяющих обсуждать собственные модели и получать доступ к опыту других.

Встреча 9: «Клинические инструменты: что должен использовать психоаналитик»29 июня в 13.00 (мск).

Советы Биона по поводу техники:

1. Отказаться от воспоминаний, желаний, понимания (категоризации) и использования сформированных устоявшихся представлений;

2. Использовать ощущения (в том числе наблюдение и интуицию), миф (в том числе фантазии) и страсть (эмоции), слушая анализанта и наблюдая за ним.

Смысл в том, чтобы аналитик держал свой ум открытым, смотрел на происходящее без предрассудков, не мешал проявляться скрытому опыту и аффектам анализанта и был способен их заметить. Изучить теорию, а потом забыть её – значит, что теория должна стать латентной частью аналитика, непредсказуемо пробуждающейся от ассоциаций анализанта. (Grotstein 2009).

Курс опирается на работы З. Фрейда, М. Кляйн, У. Биона, психоаналитиков клийнианцев и бионианцев: Р. Хиншелвуда, Д. Гротштейна, Х. Сигал, Джозев Бетти, Г. Розенфельда, Р. Мани-Керла, Дж. Стайнера, А. Ферро, Ф. Маццакане, Э. Варанни, Ф. Буша, Р. Расбриджера, Д. Белла, Т. Огдена, Д. Мельтцера, Эдна О’Шонесси, Э.Б. Спиллиус, Р. Бриттона, Н. Абел-Хирш,  Р. Б. Бласс

Дата

Май 25 2024

Время

15:00