Обучающий психоанализ
Что такое обучающий или дидактический психоанализ?
Это обучающий, учебный анализ для лиц, готовящихся стать психоаналитиками, личная психотерапия для будущих психоаналитиков, для всех желающих профессионально заниматься анализом.
Это главная обязательная часть их профессиональной подготовки, «второе основное правило психоанализа». Без опыта обучающего психоанализа невозможно оказывать психологическую помощь на должном уровне. Дидактический психоанализ проводят обучающие психоаналитики
Почему необходим обучающий психоанализ?
Обучающий анализ обоснован тем, что аналитик, как и пациент, глубоко вовлечен в терапию, и решающую роль в успехе здесь будут играть не столько его знания, сколько развитие его как личности.
Так как для понимания пациента аналитик использует в работе свое собственное бессознательное, то целью дидактического анализа становится развитие умения психоаналитика свободно общаться со своим бессознательным и способности к свободно парящему вниманию. Личный анализ будущего аналитика развивает в нем способность использовать свои склонности в профессиональной деятельности.
Для этого аналитику важно открыть свое бессознательное, осознать неосознаваемые эмоциональные проблемы, овладеть бессознательными конфликтами, проанализировать защитные механизмы и переносы, преодолеть сформировавшиеся под их влиянием «слепые пятна», т.е. нежелательные стереотипы восприятия, переживания, мышления и поведения.
Аналитику необходимо на собственном опыте учебного анализа пережить то, что будет происходить с пациентами, изучая психоанализ изнутри. Понять себя, чтобы лучше понимать других. Пройдя анализ, аналитик освобождается от эмоциональных склонностей, которые могли бы помешать его работе. Тот, кто хочет практиковать психоанализ, должен уметь подойти к психическому явлению без предрассудков и ригидности и устранить свои «слепые пятна». У специалиста, не прошедшего обучающий анализ, профессиональное «зрение» будет затемнено бессознательными мотивами, он будет видеть то, что ему хочется видеть или не будет замечать очевидного, происходящего в психике пациента. Он привнесет в анализ новый род искажений, гораздо более вредный, чем тот, что существует у пациента. Поскольку постоянное взаимодействие с вытесненным материалом пациентов оказывает влияние на аналитика, в нем самом возбуждаются все влечения, которые он удерживает под контролем, и поэтому «слепой» аналитик не заметит опасных, вредоносных явлений и у него самого будут развиваться терапевтический нарциссизм, синдром эмоционального выгорания, снижение эффективности работы. Успешно практиковать психоанализ может лишь тот, кто осознал собственное бессознательное.