Апрель, 2022

23Апр(Апр 23)18:0024(Апр 24)18:0011-я научно-практическая конференция СППМетапсихология: там и тогда, здесь и сейчас.

О событии

23 -24 апреля 2022 года

Конференция состоится 23-24 апреля 2022, завершая учебный год СПП (2021-2022), посвященный метапсихологии и практике.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ КОНФЕРЕНЦИИ: t.me/psihoanalitiki

Тема конференции

«Метапсихология: там и тогда, здесь и сейчас».

Конференция посвящается творчеству Миядзаки Хаяо (80 лет), мультфильмы которого насыщенны символизмом и являются материалом для развития нашего символического мышления.

Тематическое поле конференции

Метапсихология Фрейда: связи и разрывы. Метапсихология после Фрейда: метапсихология или метапсихологии? Развитие метапсихологии в различных психоаналитических теоретических парадигмах. Влечения к единению и их судьбы: интеграция различных теоретических парадигм в психоанализе. Метапсихология в практике: метапсихологические концепты и психоаналитическая практика, метапсихология и техника аналитика. Метапсихология и психоаналитическая идентичность: личность психоаналитика и его метапсихологические конфигурации, бессознательное аналитика и выбор теории. Символы в творчестве Миядзаки Х.

Организационный взнос за участие в конференции

с 1 апреля до 22 апреля – 6 т.р., члены СПП – 5 т.р., студенты психоаналитических, психологических ВУЗов (требуется подтверждающий документ) – 5 т.р.

с 23 апреля до 24 апреля – 7 т.р., члены СПП – 6 т.р., студенты психоаналитических, психологических ВУЗов (требуется подтверждающий документ) – 6 т.р.

ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ И ОПЛАТЫ ПЕРЕЙДИТЕ НА САЙТ: Психоанализ-екб.рф

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ КОНФЕРЕНЦИИ: t.me/psihoanalitiki

СПИКЕРЫ И ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

1. Низамов Владислав Агзамович, президент, соучредитель СПП, обучающий психоаналитик и супервизор СПП, тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП.
Доклад «Влечение к переменам по ту сторону зла».
Фрейд З. до 1920 года отрицал отдельное особое влечение к агрессии, которое, как термин ввел Адлер А. на I конгрессе психоаналитиков в Зальцбурге 27 апреля 1908 года. Но в то же время Фрейд воспринимал феномены: садизма и дурного обращения собой, негативного, враждебного переноса, сопротивления, кастрации, амбивалентности, злой шутки или неприличной остроты, не доброты, корысти и жестокости, активности и пассивности. Но как говорил Гераклит: «все течет, все меняется». Психоаналитическая теория Фрейда – это не чистое объективное наблюдение за психикой других, а смесь с его субъективностью. Мы знаем, что Фрейд, начиная с «Толкования сновидений», пишет свои теоретические работы из наблюдений за собой. Фрейд пишет в 1920 году работу «По ту сторону принципа удовольствия», работу которую называют разворотом на 180 градусов, что позволяет сделать гипотезу о влиянии тяжелых событий в Европе на его личность, на его состояние, на его мысль. Можно сказать словами Фрейда, что у Фрейда есть симптом «демоническая сила преследующей судьбы» в виде навязчивых мыслей о смерти. Не является ли «теория влечения к смерти» результатом депрессивной рационализации в абреакционной эпистолярной терапии? По истории работ Фрейда мы видим, что у него есть две тенденции: – психика Фрейда двигается в своей метапсихологи от частных влечений к обобщениям, сгущениям, от многообразия к поляризации, к расщепленному восприятию; – Фрейд переносит опыт из частных клинических случаев в социум, экстраполирует в социологию и проецирует в религию и культуру.
Когда мы пытаемся понять психоаналитическую теорию Фрейда, нам требуются усилия для того, чтобы отделить теорию, основанную на клиническом опыте от рационализаций горя.

2. Заева Любовь Владимировна, обучающий аналитик и супервизор СПП, тренинговый аналитик ЕКПП, г. Липецк.
Доклад «Для чего Джоконде усы?».
Фетишизм как послание о любви и страдании.»

Знаменитый художник Марсель Дюшан однажды пририсовал Моне Лизе карандашом усы.
Маленькая деталь возбудила умы и фантазии громадного числа людей. На аукционе картина ушла за баснословную сумму. Одна деталь поменяла либидные смыслы. Любой фетиш так же интимен и так же плод коллективно значимых символов.
Фетишизм – сложный процесс и позитива развития полиморфной инфантильной сексуальности, и ее негатива, когда речь уже идет о фетишистском расстройстве. Работа с фетишистскими проявлениями позволяет увидеть динамику из ранней истории пациента, когда психика создавала замысловатые защитные конструкции. Как одновременно сберечь представление и отказать от него? Напасть на объект, но боготворить его ценность? Как остановиться в своей фантазии за мгновение до встречи с тем, что психика посчитает жутким, и при этом получить от этого удовольствие? Зачем и почему наша психика создает защитные символические ряды для первертного наслаждения? В докладе будут рассмотрены некоторые пути либидо при формировании полиморфной инфантильной сексуальности. Как желающий и фрустрированный ребенок через сексуальный ритуал катексиса предмета или части тела проявляет себя во взрослой сексуальности? Прозвучат выводы Фрейда, Макдугалл, Столлера, Кестемберг, Кернберга. На их основе будет создан мостик к загадке японской сексуальной культуры и психологии – популярности фетишизма.

3. Коган Елена Викторовна, психолог психоаналитического направления, кандидат политических наук, специалист МОО ЕКПП, г. Челябинск.
Доклад: «Метапсихология зла».
“…Почему человек позволяет довести себя до столь дикого энтузиазма, заставляющего его жертвовать собственной жизнью? Возможен только один ответ: потому что жажда ненависти и разрушения находится в самом человеке». (из письма А. Эйшнтейна З. Фрейду)
В докладе представлена попытка психоаналитического осмысления категории зла как системообразующей функции психического.

4. Кувшинова Вероника Сергеевна, обучающий психоаналитик и супервизор СПП, преподаватель СПП., г. Екатеринбург.
Доклад: «Игра и реальность мужчины»

Если игра и не внутри, и не снаружи, то где же она!
(Д.Винникотт). На примере игры как переходного феномена в данном докладе представлена попытка раскрыть тему формирования мужской идентичности и влияния отцовского образа на данный процесс. В работе рассматривается несколько клинических случаев, на примере которых мы можем проследить, как влияние отца создает узловую точку выбора у ребенка. Триангуляционный процесс, дает не только возможность сепарации от материнского объекта, но и формирует «переходную зону», которая становится основанием для развития творчества. Д. Винникотт в своей работе «Игра и реальность» говорит о том, что Фрейд не углубляется в тему развития творчества, как такового, чаще обращаясь к ней в контексте процесса сублимации.
Как может психоаналитик использовать проявление креативности в психоаналитическом процессе и в чем именно может проявляться «переходный объект» и когда он становится «переходным процессом» к формированию и интеграции идентичности личности. Эти практические аспекты мы сможем увидеть через теоретическое осмысление представленных в докладе клинических случаев. А также сформировать понимание того, как и в каких технических приемах психоаналитик может включить в терапевтический процесс феномены игры и творчества.

5. Микушина Софья Андреевна, «КПП» Психоаналитическое консультирование. Студентка. г. Екатеринбург.
Доклад: “Работа нарциссических защит в процессе переживания травмы”. В докладе затрагивается тема противостояния психики военной травме с помощью нарциссических защит на примере фильма Х. Миадзяки «Ходячий замок».

6. Рыжкова Елена Петровна, обучающий психоаналитик и супервизор СПП, Специалист ЕКПП. г. Санкт-Петербург.
Доклад: «Так выглядит ненависть: история принцессы Мононокэ, принца Аситаки и госпожи Эбоси».

Мы знаем, что психоанализ, никогда не рассматривал травматические переживания как последствие только внешних событий, а как взаимодействие внутренней и внешней реальностей. Столкновение с отчаянием и ущербом в повседневной жизни и в кабинете — отрезвляющий опыт для всех и первая реакция — отвернуться и не вникать в мучительные и иногда невыносимые мысли и чувства другого человека. У людей, переживших травматический опыт, внутренняя и внешняя реальность смешиваются в их фантазии, и чем больше над внешней реальностью преобладает внутренний мир фантазии, тем больше появляется ощущение спутанности. Последствия такой спутанности могут быть направлены против самости или собственного тела человека, могут вести к длительным чувствам недовольства и обиды, порождать причудливые физические симптомы или побуждать к сговору с жестокими объектами, которые превращаются в «охранников» или влиятельные фигуры. Общее у всех этих сценариев то, что психическое развитие тормозится и возникает навязчивое повторение. В докладе будет обсуждаться, как обиды могут накапливаться и взращиваться, когда импульс к насилию и особенно мести не находит своего выражения.
А также – что преодолеть навязчивое повторение возможно только тогда, когда медленно возникают процессы репарации, восстанавливающие равновесие во внутреннем мире и ограничивающие повреждение в нем.
В этом контексте репарация не связана с непосредственной работой по устранению ущерба, компенсацией или местью. Ее цель — достичь признания утраты, что означает распознание того, что был нанесен ущерб и что так, как было когда-то, уже не будет.

Фильм Хайао Миядзаки «Принцесса Мононокэ» яркий тому пример. Это самый страшный и кровавый фильм Миядзаки:
“Но ведь кровавую реку уже не остановить?
-Нет, для этого тебе придется убить нас всех…”
Фильм о травме, обиде, ненависти, мести, репарации, прощении и благодарности.
Исследования Мелани Кляйн, Хайнца Вайсcа, Джона Стайнера, Ханны Сигал и фильм Хайао Миядзаки «Принцесса Мононокэ» являются основой доклада.

7. Писарева Татьяна Викторовна, психолог-психоаналитик, член Союза Профессиональных Психоаналитиков (специалист), члена РО Краснодарского края ЕКПП Россия (специалист), г. Сочи
Доклад: «На границе безумия – по дороге к любви»

“Цель доклада – поискать ответ на вопрос – что находится по ту сторону любви, когда захватывает ненависть и мы попадаем в мир безумия. Этот вопрос однажды возник в моей практике при работе с одной из моих пациенток. В своем сообщении я опиралась на те идеи, которые были когда-то заложены Фрейдом и продолжили свою жизнь позже уже в идеях и умах тех, кто захотел и смог на них опереться. При написании доклада я перечитывала разные его работы и с удовольствием обнаруживала, что те мысли и концепции, которые мы встречаем у современных психоаналитиков уже были открыты и описаны отцом-основателем. Обращаясь к трудам более поздних авторов, я нередко находила ту невидимую ниточку, которая связывает прошлое с настоящим. В каком-то смысле мое выступление – это такая попытка в последействии показать первовытесненное и собственно вытесненное, которое не было осознано или частично осознанно, но оно всегда незримо присутствует в рамках теории и практики сегодняшних дней. Это небольшой обзор о том как происходит зарождение и становление психики. Как ненависть и любовь встречаются друг с другом? Кто тот первый и единственный с кем разыгрывается история жизни? А если это собственное тело? Как это происходит в аналитической паре?
Это вопросы, на которые я пытаюсь найти ответы в своем выступлении-рассуждении на заданную тему через интеграцию идей Фрейда и его последователей.
Также в своем докладе я попытаюсь немного прикоснуться к истории жизни одной из моих анализанток, которая подтолкнула меня к написанию доклада и поиску ответа на этот вопрос, и которая навсегда останется яркой частичкой моей профессиональной биографии”.

8. Лебедева Елена Владиславовна, психоаналитически-ориентированный консультант СПП, г. Симферополь.
Доклад: “Кукольница”

На примере разбора виньетки исследование взаимосвязи хобби пациентки с внутренними конфликтами. Как здесь и сейчас представлена травма, которая не осознавалась. Пройдем от верхних слоев в глубину переживаний внутреннего мира, исследуя конфликты, представления и проявления. Путь длинною в десять минут собирался по маленьким пазлам в течении года в терапии.

9. Лысак Елена Геннадьевна, обучающий психоаналитик, супервизор СПП, заведующий супервизорским отделом, специалист ЕКПП, г. Екатеринбург.
Доклад: «Психоанализ и время»

“Время есть величайшая иллюзия. Через его призу мы пытаемся разложить нашу жизнь Мы живем во времени. Анализируем во временных рамках. Время отсчитывает границы и может быть связано с отпечатками памяти. По сути, разговор о времени в контексте нашей профессии это разговор о психоанализе как системе исследования, познания. Это прекрасно отражено в лекции Андре Грина, прочитанной им в Бремене в апреле 2005 года. Я попробую поговорить о некоторых идеях Грина в своем докладе. А также о некоторых идеях Кернберга, о подходе Британского анализа к вопросу времени в психоанализе. Конечно, невозможно объять необъятное. Это будет обзор. А спровоцировали меня подумать о времени не только мои попытки понимания объективности (есть ли такое?) и субъективности времени, но и писатель, который неизменно спасает меня в минуты профессионального выгорания. Человек, который в своих произведениях создает бесконечные разрывы и тоннели во времени. Человек, который пытался увидеть знаки будущего в своих сновидениях. И человек , который чрезвычайно саркастически относился к психоанализу. «Я хочу прояснить сущность Времени, не его течение, ибо не верю, что сущность его можно свести к течению. Я хочу приголубить Время», – сказал этот писатель, Набоков В.В. Его интересовало, прежде всего, собственное присутствие во времени. Пожалуй, это интересует и нас, и наших клиентов”.

10. Садовникова Надежда Олеговна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой профессиональной педагогики и психологии ФГАОУ ВО РГППУ, г. Екатеринбург.

Доклад: «Кожа в психоанализе».

«С самого рождения кожные ощущения вводят детей человеческого рода в мир огромного богатства и большой сложности, мир пока еще расплывчатый, но будоражащий систему восприятие-сознание, лежащий в основе глобального и эпизодического чувства существования и обеспечивающий возможность первоначального психического пространства» [Д.Анзьё, 2011 г.]. «Чем безупречнее кожа как идеал или как источник шарма и сексуальной привлекательности, тем непристойнее оказывается болезнь кожи». Являясь отражением внутреннего, бессознательного мира личности, кожа несет на себе отпечаток истории развития человека в раннем возрасте и его опыта взаимодействия с, прежде всего, с матерью. В докладе будет предпринята попытка проанализировать колдуна Хоула – героя анимационного фильма Х.Миядзаки «Ходячий замок Хоула» – через призму его детства, его фиксации на внешнем виде, красоте, соответствии канонам, заданным обществом. В контексте этого анализа, будет раскрыта такая функция Я-кожи как «запечатление тактильных сенсорных следов». Эта функция раскрывает принадлежность индивида к социальной группе проявляется разрезами, рубцами, татуировками, макияжем, прической, а также одеждой, которая подобна проекции или дубликату кожи. Содержаниями тревоги, связанными с данной функцией являются, с одной стороны, страх быть стигматизированным, т.е. быть отмеченным дискредитирующими неизгладимым знаком, исходящим из Супер-Эго и, возможно, эстетического увечья, имеющего смысл послания.

11. Буната Дмитрий Мариянович, специалист СПП, врач психиатра высшей категории, дипломированный психотерапевт методом Символдрама, г. Челябинск.

Доклад: «Символизм архетипа Великой матери в фильме «Ходячий замок» Х.Миядзаки»

Фильм Хаяо Миядзаки «Ходячий замок», снятый по мотивам сказочной повести Дианы Уинн Джонс не двусмысленно отсылает нас к другой русской народной сказке, где фигурирует другой ходячий домик- «избушка на курьих ножках». Сказки- это творческое выражение архетипических образов, общих для всего человечества и природы в целом. Сказки, сны, фантазии-то, чем оперирует психоанализ, чтобы проникнуть в бессознательное. Почему дом ходячий?! Является ли это отголоском, куреней- высоких свай, на которых строились дома, что бы их не заливало приливом в прибрежных странах? Или это символическое отражение обряда погребения, имевшего место у некоторых северных народностей, когда покойника помещали в домик на дереве? Тогда становится более понятно, почему в наших сказках в нём живёт Баба Яга, проводница в царство Кащея Бессмертного, коллега Хорона – паромщика, перевозящего души через реку Стикс. Почему в фильме Миядзаки в нём живёт юноша волшебник? Ведьма Пустоши, коварная злая волшебница, наложившая проклятие на главную героиню. Почему, когда она теряет свою силу, её не наказывают, не прогоняют в ответ на её злые поступки, как это логично делается с другими волшебниками в сказках, а оставляют жить в своём доме?
Почему, во многих сказках, многочисленные ведьмы и колдуны не могут снять проклятия ими же и наложенные? Интересно, что таинственный император в фильме Миядзаки тоже оказывается женщиной. Все эти разрозненные на первый взгляд события и обстоятельства выглядят логичными, если рассматривать их через призму символики архетипа Великой матери. Тогда все эти персонажи и события оказываются частями одного целого, освещать которое я буду на своём тридцатиминутном докладе на конференции СПП.

12. Плешакова Полина Владимировна, психоаналитически ориентированный психолог, член СПП, г. Екатеринбург.

Доклад: “Жизнь подростка в эпоху перемен, клиническая зарисовка”

“Подростки – уже не дети, и ещё не взрослые. Именно им предстоит столкнутся с последствиями происходящего сейчас, интерпретировать причины, побудившие старшее поколение вступить в экзистенциального масштаба конфликт с неясным исходом. Но вне зависимости от его итогов, кажется важным оценить воздействие коллективной травмы на формирующееся сегодня поколение будущих взрослых. В своем докладе я провожу параллели между тем, что происходило с предками современных русских людей “там и тогда” и тем, что происходит в кабинете при работе с подростками “здесь и теперь”. Попытаемся проанализировать как групповые процессы отражаются на подростках на примере зарисовок из трёх психоаналитических случаев”.

13. Непомящи Александр Леонидович, французский психиатр и психоаналитик, член Парижского психоаналитического общества, обучающий психоаналитик и супервизор СПП, почётный член СПП, Франция.
Доклад: «Болезнь скорби и фантазм вкусного трупа»

В своей работе Мария Торок приводит отрывки из переписки Карла Абрахама,
13 марта 1922 Абрахам пишет Фрейду:
«……Маленькая заметка по поводу вашей работы! В развитии нормального траура вы заметили отсутствие, дорогой Профессор, процесса, который заключался в перевороте меланхолии в манию. Я всё-таки думаю, что смогу назвать это явление, но не знаю, если эта реакция является чем-то регулярным.
Мне кажется, что многие люди в последствии траура, испытывают рост либидо; который проявляется в увеличении сексуальных потребностей, и часто приводит, например, к рождению детей через короткий промежуток времени после траура».

14. Никифоров Тимур Игоревич, член ЕКПП, член Региональной Общественной Организации «Ассоциация Психологов Бурятии», Республика Бурятия, г. Улан- Удэ
Доклад: «Образ любящего отца в пространстве психоаналитического кабинета»

Образ отца в психоаналитической модели Фрейда – центральная фигура в эдиповой ситуации, значительно более сложная и амбивалентная, нежели мать, а эдипов комплекс – центральный элемент всей метапсихологической конструкции классического психоанализа. В докладе представлен анализ одной из главных мужских идентичностей – отцовства. Целью является стремление показать роль любящего и заботящегося отца как важной фигуры в системе внутрисемейных отношений, оценить его вклад в формировании личности ребенка, определить его место в структуре социума и семьи. Психология отцовства в последние годы вызывает все больший интерес у исследователей. Уравнивание мужчин и женщин в профессиональных правах и обязанностях, сокращение времени, которое матери проводят с ребенком, увеличило требования к мужчине как к отцу. Появляются новые ценности и новые пространства для реализации личностных качеств, в частности в рамках выполнения отцовской роли, что ставит перед психоанализом задачи более тщательного исследования отцовства как социального, личностного, этнокультурного феномена.

Факторами, определившими актуальность темы, являются следующие значимые аспекты.
В данное время общество, а также любая этническая общность переживает очень сложный период своей истории, когда вызовы глобализации ее целостности, сплоченности и процветанию высоки, как никогда раньше. Система мужской идентичности, которая издревле в бурятской культуре, как и в культуре восточных народов строится вокруг культивируемой доблести, любви, ответственности, тем самым позволяя приблизиться к пониманию психоаналитического взгляда на образ отца.

В докладе использованы материалы клинической работы с пациентом бурятской национальности. Практической значимостью и новизной психоаналитической работы является выявление и последующая проработка в психоаналитическом процессе, пяти исконно ментальных и традиционных статусов (ролей) отца для бурятского мужчины, в которых согласуются физическое и духовное начала, этические и правовые нормы, общечеловеческие и национальные универсалии, семейные, родовые и социальные ценности, а также объективно необходимое, соответствующее современной реальности, и субъективное, обусловленное индивидуальными особенностями мужчины.

15. Каджеджи Марина Викторовна, пcихоаналитически ориентированный консультант, член СПП, г. Анси, Франция.
Доклад: «След не-следа. Актуализация первичной травмы в кабинете аналитика сегодня»

В настоящее время мы часто встречаемся с психическими организациями, травматические аспекты которых, связаны с первичными травмами. Эти первичные травмы заставляют нас сталкиваться со страданиями идентичности, связанными с психическими зонами с очень диссоциированной и болезненной структурной хрупкостью, порождающей сильное расщепление.

16. Бакалдин Сергей Витальевич, кандидат психологических наук, эксперт-супервизор СПП, специалист, тренинговый аналитик и супервизор МОО ЕКПП, председатель РО МОО ЕКПП Краснодарского края, г.Краснодар.
Доклад: Первичное интервью, как процесс формирования рабочей модели клиента

Первичное интервью и его цели и задачи. Формирование рабочей модели (РМ), как одна из целей первичного интервью. Использование идентификационного процесса в ходе первичного интервью. Рабочая идентификация, как сознательный процесс. Роль воображения аналитика в сборе информации о клиенте. Опасность контрпереносных процессов. Значение эмпатического присоединения в формировании РМ. Способность к частичному эмпатическому присоединению и роль в этом Рабочего Я аналитика. Страдательное ядро, как эмпатическое понимание душевной боли клиента.

17. Кашина Светлана Геннадьевна, обучающий психоаналитик и супервизор, специалист ЕКПП, г. Екатеринбург.
Доклад: Техническая нейтральность и этика профессионала.

В докладе будет предпринята попытка рассмотреть тему психоаналитической нейтральности и профессиональной этики психоаналитика в свете актуальных событий.

18. Клочков Дмитрий Николаевич, член СПП, клинический психолог, психолог-психоаналитик, г. Новосибирск.
Доклад: «Применение психоаналитической диагностики личности в работе с приемными родителями»

Актуальность данной темы определена необходимостью повышения качества системы отбора, подготовки и сопровождения замещающих семей. Особенно значима эта проблема для профилактики вторичного социального сиротства.

В докладе пойдет речь, о возможностях применения методов психоаналитической диагностики личности в работе с приемными родителями, с целью понимания бессознательных мотивов принятия ребенка в семью и ожиданий, возложенных на него.

Будет представлен теоретический обзор идей Н. Мак-Вильямс и О. Кернберга, касательно необходимости проведения психоаналитической диагностики личности на начальном этапе работы с клиентом.
Доклад проиллюстрирован клиническим примером использования методов психоаналитической диагностики личности в рамках работы в службе сопровождения замещающих семей, с целью понимания возникших в семье сложностей и определения подходящего вида психологической помощи.

19. Куликов Андрей Иванович, почётный член СПП, доцент кафедры психотерапии ВЕИП, обучающий психоаналитик и супервизор СПП, тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП г. Санкт-Петербург

Доклад: «О психоанализе и здравом смысле: гороскоп Ганса Юргена Айзенка»

В докладе обсуждается проблема культурного и профессионального Сопротивления психоаналитической метапсихологии. Главным образом в сфере психологии на примере критики психоанализа выдающимся британским психологом Г.Ю. Айзенком.

Время

Дата: 23/04/2022 Время: 18:00 - Дата: 24/04/2022 Время: 18:00

Организатор

Пехтерева Светлана АнатольевнаДля записи